На главную Отправить письмо Карта сайта Искать на сайте
Тел./факс: +7 (495) 580-99-57
п»ї

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств осуществляется на основании иска о взыскании неосновательного обогащения

В ноябре 2003г. некоммерческое партнерство «П» и ООО «Т» ошибочно перечислили в казну РФ значительные денежные суммы. При этом в платежных поручениях в графе назначение платежа было указано «оплата по Договору №__», в то время как указанные договоры не заключались и имущество по ним не приобреталось.

Адвокатами Бюро посредством адвокатских запросов в органы казначейства было выяснено, что денежные средства по платежным поручениям в связи с нарушениями в оформлении платежных документов были зачислены на код невыясненных поступлений, а затем перечислены в доход федерального бюджета по КБК 2090210 «Прочие неналоговые доходы». Все платежи учтены по УМНС по Московской области.

Также были получены данные из Федеральной регистрационной службы о том, что договоры между Доверителями и Министерством имущества Московской области не регистрировались, а имущество, указанное предметом договора, никогда не существовало. Министерство имущества Московской области подтвердило указанные сведения.

На основании полученных сведений адвокаты предъявили иск к УМНС по МО, указав, что данный орган, действуя от имени Российской Федерации, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел за счет ошибочных платежей денежные средства, и в соответствии со ст. 1102 ГК обязан возвратить сумму неосновательного обогащения.

В соответствии с действовавшей на момент рассмотрения спора редакцией п. 18 «Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 г. № 116н, «возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику». На основании действовавшего бюджетного законодательства было доказано, что администратором поступлений является именно УФНС по МО.

Возражения ответчика строились на том, что денежные средства должны возвращаться в ином порядке, а именно в порядке, предусмотренном для зачета излишне уплаченных сумм налога. Однако адвокатами Бюро было доказано, что платежи налогом никогда не являлись, а, следовательно, применение данного порядка не основано на законе.

Кроме того, ответчик ссылался на то, что возмещение должно происходить в порядке возврата имущества по недействительным сделкам. Однако суд согласился с доводами адвокатов о том, что указанные в платежных поручениях договоры должны считаться незаключенными, поскольку они не прошли обязательной государственной регистрации. К ним положения закона о недействительных сделках не применяются.

Решениями арбитражных судов г.Москвы и Московской области исковые заявления о взыскании неосновательного обогащения были удовлетворены. В дальнейшем суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций подтвердили законность и обоснованность вынесенных судебных решений.

Адвокаты Бюро также добились фактического исполнения указанных судебных решений. Денежные средства были возвращены Доверителям.